воскресенье, 16 августа 2020 г.

Виртуальная выставка-презентация «Современное образование в Донецкой Народной Республике – 2020». Номинация: Дистанционные образовательные технологии в общем образовании. Тема: Дистанционное обучение с использованием Интернет-технологий. Подготовила Дорохова М.Д.

                                                           Дистанционное обучение
 с использованием Интернет-технологий.

   

     В век стремительно развивающихся информационных технологий наиболее актуальным становится вопрос о такой форме реализации образовательных программ, как дистанционное обучение. Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования.
Дистанционный метод обучения весьма привлекателен  для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. И является единственным способом обучения в случае нестандартной  современной ситуации в обществе.
В связи с текущей эпидемиологической ситуацией в Донецкой Народной Республике повысилось значение дистанционного образования.
Дистанционная форма обучения предполагает проведение занятий с учениками, как в режиме реального времени, так и с отложенным сроком выполнения. Для работы в дистанционном режиме преподавателям необходимо поддерживать высокий педагогический уровень и повышать  свои ИКТ - компетенции.
Специально для педагогов в МОН ДНР   разработан целый комплекс рекомендаций по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий. Созданы бесплатные курсы, проводятся вебинары, посвященные тонкостям дистанционного обучения.
     Дистанционная форма обучения - это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, видео, текст, рисунки, самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно и после прохождения урока, ученик выполняет домашнее задание. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.
      Для общения ученика с учителем и непосредственно обучения используются следующие формы работы:
·         электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ;
·         видеоконференции – позволяют организовывать настоящие дискуссии между учениками, если того требует тема;
·         видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала можно вполне провести по Скайпу или просмотреть в записи;
        
     Я работаю учителем информатики. В своей профессиональной деятельности использую ИКТ не первый год. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет мне ярко и неординарно подать материал, сопровождая урок неповторимыми иллюстрациями.  При работе с детьми  в дистанционном режиме я использую презентации на любом этапе работы: как при ознакомлении с  новым материалом, так и в процессе закрепления, повторения.
Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении.
При изучении нового материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.  
При проведении устных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.(Приложение 1)
     Но все течет - все изменяется. Презентации в Power Point используют многие коллеги, и захотелось чего-нибудь "новенького-свеженького". Так в мою практику  проник  «скрайбинг» -  в качестве объяснения материала по изучаемой теме (созданный материал может быть представлен на странице сообщества класса, школы или группы школьников). Скрайб - презентация состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления.  Скрайбинг на уроках выступает методом интерактивного мышления, который мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников. Другое его достоинство - творчество: визуализация образовательного материала – увлекательный эстетический процесс. В процессе скрайбинга в работу задействуются оба полушария головного мозга: пока правое занято визуальным и эстетическим восприятием, левое активизирует логическое мышление. В результате информация воспринимается четко и структурно, а благодаря знакам и образам запоминается надолго.
Можно применять два вида скрайбинга. Это ручной скрайбинг и видеоскрайбинг. Первый заключается в отрисовке основного смысла образовательного материала прямо в процессе урока, тогда как видеоскрайбинг создается заранее с помощью видеотехники и компьютерных программ. Для дистанционного обучения этот вариант очень подходит.
Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки).
 
                                           Плюсы скрайб-презентации:
1. Необычность, оригинальность
2. Краткость и образность
3. Большая степень усвоения материала аудиторией
 
Видео-скрайбинг - один из максимально эффективных, интересных и убедительных способов подачи информации. Длительность видеоролика зависит от содержания материала (от 1 до 10 минут). Эмоциональное воздействие – главная функция видео-скрайба.
Создание видео-скрайба достаточно затратное по времени мероприятие, но результат того стоит.
Создавать видео-скрайбы могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео.
Больше доверять учащимся, давать возможность раскрывать свой талант.
Скрайбинг – эффективная технология достижения новых образовательных результатов!
   В этой технике я не только готовлю уроки по информатике, но часто использую, как возможность провести профилактическую беседу с классом, чьим классным руководителем я являюсь. (Приложение 2)
Считаю целесообразным для себя применять видеоскрайб на этапе изучения нового материала.
 
 
      Организация дистанционного обучения в школе в основном  строится по традиционной модели:
·         Учащиеся общаются с преподавателем;
·         Выполняют указания преподавателя;
·         Задают вопросы;
·         Отвечают на вопросы преподавателя.
 
      Очень часто дистанционное школьное обучение учеников  организовывается как индивидуальное, но возможны к использованию и  групповые формы.В последней версии Skype
появилась новая функция – Собрание, которая позволяет быстро создать сеанс видеосвязи по ссылке, переданной участникам. Видео Собрания Skype ограничены 50 пользователями. А также популярность набирает программа Zoom.

 – сервис для проведения видеоконференций. Участникам конференции организаторы рассылают ссылки-приглашения, по которым они входят на конференцию. Приглашенным не нужно создавать аккаунт, достаточно, чтобы он был у организатора. Доступна также только аудиосвязь. 


 – сервис для проведения видеоконференций. Участникам конференции организаторы рассылают ссылки-приглашения, по которым они входят на конференцию. Приглашенным не нужно создавать аккаунт, достаточно, чтобы он был у организатора. Доступна также только аудиосвязь. Бесплатная версия Zoom предлагает:
до 40 минут конференции;
·        до 100 участников;
·         до 40 минут записи.
     Сегодня все большую популярность имеет социальная сеть Инстаграмм.

 которая позволяет использовать видеотрансляции в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.
    Также возможна организация переписки с учениками посредством социальной сети Вконтакте, которая очень популярна среди школьников и все ребята старшей школы нашего учебного заведения  подписаны в этой сети. Имеет целесообразность создание страницы школы или класса Вконтакте 

На которой можно разместить: 
- видеоуроки;
- методические рекомендации;
- домашние задания.
     В облачном хранилище по типу: Гугл, облако Мейл. Ру и т.д. могут быть созданы электронные журналы с открытым доступом для участников образовательного процесса, где родители и учащиеся могут ознакомиться с оценками за выполненные работы. (Приложение 3)


Практические работы по информатике,  возможно выполнять совместно в документах Google  или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика 

В своей деятельности часто средством контроля знаний использую услугу от Гугл – Гугл формы.

 С помощью Google Form можно создать учебный тест,форму обратной связи и анкету. Мною неоднократно были использованы Гугл-формы, в том числе на уроках информатики и Уроках гражданственности и духовности Донбасса. Google Формы - это инструмент создания электронных анкет, опросных листов, с возможностями совместного редактирования, адресной рассылки. Возможности использования Google Форм в образовательном процессе:
·        Домашние задания в форме тестов, опросов, письменных ответов;
·        Работа с  учащимися с использованием дистанционных технологий;
·        Индивидуальные задания.
Google формы обладают рядом достоинств: заполнение Форм персонафиницированно и  при записи ответов на форму всегда фиксируется автор,  дата и время заполнения. Результаты фиксируются в Таблице, что удобно для анализа и обработки данных.  Возможна групповая рассылка. То есть давать доступ можно сразу целым классам, или группам, но возможно давать доступ конкретным ученикам. Аналогичным способом, возможно давать доступ к результатам. Учащийся может посмотреть свои результаты, проанализировать ошибки. Сами формы и результаты хранятся в  сети и доступны только тем, кому дан доступ. Но если учащемуся дан доступ к формам, то заполнить форму он может с любого устройства имеющего выход в интернет. Так же для учителя редактирование, просмотр форм и результатов доступен с любого устройства с доступом в интернет.
         Я, как классный руководитель использую такую форму работы также  при проведении родительского собрания в дистанционной форме (Приложение 4)
 
 
       Такие сервисы, как Вайбер могут быть использованы для организации функции вопрос-ответ, как для учеников, так и для родителей. 

Преимущества дистанционного образования детей
1.     Родители и дети среднего и  старшего школьного возраста сами устанавливают режим дня своего ребенка. Дети занимаются в комфортном для себя режиме и столько, сколько необходимо для усвоения материала.
2.     Появляется возможность организовать щадящий режим обучения, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
3.     Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
4.     Дистанционное обучение  решает психологические проблемы учащегося, имеющего индивидуальные черты и неординарные особенности;
5.     Расширяется коммуникативная сфера учеников и педагогов.
 
 
Недостатки дистанционного образования детей
1.   Дистанционное образование  требует максимального участия родителей. Зачастую у родителя из-за графика работы   нет  возможности контролировать обучение и помогать ребенку, в этом случае приходится прибегать к более тесному общению с этой категорией детей. В том случае если ребенок не может четко сформулировать сложности в работе, то решаем этот вопрос с помощью мобильной связи или прошу учеников фотографировать задания и присылать мне на почту.
2.    Отсутствует авторитет учителя. Заменить процесс человеческого общения, наставничества, педагогических приемов типа: сторри-теллинг  - просто невозможно, дети во взрослой жизни именно душевность общения с педагогом, его яркие живые примеры в обучении зачастую помнят всю жизнь.
3.                Материальный аспект. Доступ к интернету есть не у всех, а вместо компьютера имеется только смартфон или планшет без установленных на них необходимых программ.
К недостаткам можно отнести еще и время, которое ребенок проводит за компьютером. Поэтому очень важно соблюдать комплекс мер по безопасной работе за компьютером.


Исходя из того, что существуют недостатки в дистанционном обучении, необходимо выработать условия для успешной реализации дистанционного образования.
Оно будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями Государственного образовательного стандарта ДНР.
·         Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;
·         Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
·         Учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время);
·         Педагогический коллектив должен постоянно повышать свою квалификацию по использованию технологий дистанционного обучения.
 
        Моя задача обучения с использованием дистанционных технологий: научить  детей  самостоятельно добывать знания, расширить их  кругозор, круг общения, воспитать из них людей, которые смогут "смело вступить во взрослую жизнь  в ногу с современными технологиями".

Я стараюсь выставлять отметку за процесс обучения, а не за
итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с 
тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — 
он учится. 
        На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, но ни в коем случае нельзя не учитывать и существенные недостатки дистанционного обучения и корректировать их в процессе обучения.
 
     Пусть дистанционное обучение будет плодотворным для всех нас!
Перейти к приложениям можно по ссылке, приведенной ниже.
https://drive.google.com/drive/folders/1jIJ7rf5wchlo34TwJPlHCJJaVfDnQypW?usp=sharing

 




Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

  «Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры» .  ...