вторник, 18 августа 2020 г.

От инновации к эксперименту: обучение и воспитание в филологическом аспекте

 

От инновации к эксперименту: обучение и воспитание в филологическом аспекте

Что такое инновационный процесс, инновация, новшество, эксперимент?

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Принято различать понятия «Новшество» и «Инновация».

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.).

Инновация - это процесс освоения этого средства.

В педагогике инновацию часто связывают с педагогическим экспериментом. Поэтому перед администрацией и педагогическим коллективом учебного заведения встает проблема изучения технологии разработки и освоения новшеств, практического его применения как средства для улучшения результатов деятельности образовательного учреждения.

Любой инновационный процесс складывается из единых нововведений. Эксперимент - это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственных условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.

Педагогический эксперимент - эксперимент, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.д.

По целям различают следующие типы экспериментов.

Констатирующий эксперимент. Данный тип эксперимента служит для формирования комплекса материалов доказательств эффективности (неэффективности) новой программы, учебного пособия. По итогам эксперимента регистрируются выявленные факты, предлагаются конкретные рекомендации по изменению программы концепции и содержания учебного пособия, констатируются положительные и негативные результаты.

Проектно-исследовательский, поисковый эксперимент служит поиску системы мер, методов, приемов образовательной деятельности. 

Формирующий эксперимент служит для преобразования, как учащихся, так и всего образовательного пространства. Формирующий эксперимент может решать проблему демократизации учебного процесса, изменения характера взаимоотношений педагога и учащихся, взаимоотношений внутриклассного (группового) микросоциума. Эксперимент данного типа может быть направлен на развитие памяти, восприятия, мотивации, мышления, внимания. Он может служить задачам активного позитивного воздействия на личность учащегося на основе включения механизмов самоорганизации учебного процесса, самообразования и самовоспитания. Для педагога, разрабатывающего авторскую методику в предметной области, данный эксперимент поможет исследовать степень результативности в формировании общеучебных компетентностей учащегося.

Контрольный эксперимент показывает уровень изменений по результатам формирующего эксперимента.

По уровням педагогические эксперименты бывают:

·        Индивидуальный

·        Эксперимент внутри учебного заведения

·        Муниципальный (город, район)

·        Региональный (область)

Эксперименты различаются и по видам:

Локальный - частные эксперименты, не связанные между собой, например: новая программа по предмету.

Модульный - комплекс частных, связанных между собой нововведений, например: блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого объединения.

Системный - нововведения, охватывающие все учебное заведение. Разрабатывается программа развития учебного заведения, например: перестройка всего учебного заведения под какую-либо идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего.

Широкомасштабный - (например: эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования).

В своей педагогической практике я часто использую формирующий эксперимент локального характера с целью позитивного воздействия на личность. Эти эксперименты часто носят психологический характер.

Порой полезно включать в уроки элементы психологического тренинга. Дети воспринимают это как что-то необычное, как «неурок», как развлечение и отзываются на происходящее с большим энтузиазмом. Я, в свою очередь, вижу конкретную пользу в тренировке разных навыков, которые пригодятся ребятам в жизни, например, навык выступления перед аудиторией.

1. К 6-му году обучения в школе у некоторых детей стали выделяться следующие проблемы: страшно выйти отвечать к доске, рассказать наизусть стихотворение перед одноклассниками, нежелание участвовать во внеурочной деятельности класса (организация праздника, классного часа, выступление на сцене с номером). Причины можно назвать разные: кто-то с детства стеснительный и в дошкольном возрасте и/или в начальной школе «отсиживался» в сторонке, что укоренило этот страх; кто-то боится совершить ошибку и показаться глупым; кто-то стесняется исключительно лиц противоположного пола; а кому-то некомфортно быть объектом наблюдения одноклассников.

Стеснительный ученик есть в каждом  классе. В моем 6 классе есть такой ученик . Это тихий 12-летний ребёнок, малоинициативный, старающийся как можно меньше привлекать к себе внимание. Он может отказаться выходить к доске. Чтение стихотворения наизусть также является для ребенка пыткой, поэтому Я. всегда просил, чтобы я слушала его лично во время перемены. В какой-то момент я подумала, что надо помочь ученику преодолеть этот страх.

Во время декламации произведения наизусть я попросила весь класс развернуться на 180 градусов, а одного человека — друга Я. попросила пересесть поближе, лицом к Я. Таким образом, активная аудитория сократилась до двух человек: друга Я. и меня. Я сказала: «Представь, что остальные тебя не слышат». Какое-то время Я. потребовалось, чтобы настроиться. Он волновался.

Нужно отдать должное детям: все молниеносно повернулись. Никаких шуток и комментариев не было: в классе стояла гробовая тишина. Я. слушали все! В те 5 минут в классе воцарилась особая атмосфера поддержки.

Я. смог преодолеть своё стеснение и рассказал стихотворение. После этого я попросила его поделиться ощущениями. Ребёнок сказал, что у него дрожали ноги. Я поблагодарила его за смелость.

Я поставила «5», хоть и ответ был на «4». Я позволила себе добавить один балл к отметке, так как считаю, что ученик выполнил две работы: рассказал материал и пересилил свой страх публичного выступления. «Пятёрка» — это некий закрепитель положительного результата. Отмечу также, что на последующих уроках мальчик стал всегда рассказывать стихи перед классом, а несколько позже стал выходить к доске для выполнения заданий на уроках русского языка.

2. Психологический эксперимент «Разделенный класс». Во время изучения произведений морально-этического характера, с целью формирования гуманного отношения к людям можно использовать данный эксперимент, который также помогает сформировать у детей понимание, что нельзя судить человека только по внешним признакам.

Класс делится на две группы по внешнему признаку (темноволосые/светловолосые, кареглазые/голубоглазые, стройные/ упитанные...), одна из групп находится в привилегированном положении, группы не общаются между собой и постоянно деликатно, в виде похвалы, я делала акцент на том, что, например, кареглазые, лучшие. У детей из другой группы сразу менялось поведение и ухудшалось настроение. Потом группы менялись ролями. В конце эксперимента дети рассказывали о своих эмоциях, переживаниях и делали вывод о роли внешности в жизни человека.

Психологические эксперименты помогают раскрывать тему некоторых литературных произведений, а также формируют и развивают такие качества, как наблюдательность, внимание, артистизм…

(Колесниченко О. Н., учитель украинского языка и литературы)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

  «Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры» .  ...