четверг, 4 февраля 2021 г.

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

 

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры».

 

                           Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

   Современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывных преобразований. На сегодняшний день все возрастающие требования к качеству и результатам учебной работы, а также нарастающие изменения в самом обществе ведут к тому, что трансформация традиционной модели образовательной работы становятся неизбежной.  Школа должна измениться – стать школой сотрудничества и отвечать социальным и экономическим потребностям XXI века.

          Современная школа нуждается в «новом» типе учителя – учителе, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. И поэтому, современный руководитель должен видеть стратегические проблемы, создавать новые концепции, развивать инициативу и творчество педагогов, формировать их компетенции, их управленческую культуру для создания условий сотрудничества и сотворчества всех заинтересованных сторон.

         Процесс обучения в образовательных учреждениях постоянно пересматривается и меняется в целях его соответствия мировым стандартам. Задача внедрения инновационных образовательных стандартов сегодня актуальна как никогда.  Обновленные государственные стандарты уже начали действовать.

          Основные особенности нового стандарта: акцент на деятельностный и компетентностный подходы, социально – проектная и профессионально – ориентированная направленность образовательного процесса, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений  с другими учреждениями и  организациями не образовательных сфер (культура, спорт, бизнес.)

Но главная особенность – принципиальная индивидуализация образования: активная учебно-познавательная  деятельность обучающихся;  построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных  возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся.  

Новый стандарт предъявляет определенные требования к кадровым условиям их реализации: уровень квалификации педагогических и иных работников  организации,  непрерывность профессионального развития педагогических  работников организации.

          Коренная модернизация управления образованием предполагает обновление и деятельности руководителей. Появляющиеся у школы права и, одновременно, необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связано и с повышением ответственности за сделанный выбор.

          Сегодня нельзя руководить школами и другими учреждениями образования, опираясь только на свой личный опыт. Необходимы глубокие знания в области теории социального управления, использование достижений педагогической и психологической науки.

          Специфика педагогического труда, его творческий характер требуют особого внимания к созданию лучшего опыта, не допускают увлечения командованием, администрированием. Важнейшее условие эффективного управления образовательным учреждением — опора на инициативу учителей, всемерное стимулирование их творческих поисков.

          Управленческая культура руководителя образовательного учреждения - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.

          Помимо наличия у руководителя профессионального образования, особое значение имеет его способность к повышению эффективности профессиональной деятельности путем изменения своего поведения, к постоянному развитию управленческих способностей. Нельзя овладеть этими способностями сразу, углубление их может происходить на протяжении достаточно длительного отрезка времени, при чередовании периодов обучения и практической деятельности.

          Большое значение в деятельности профессионального руководителя имеют факторы опыта, умения импровизировать в своей деятельности, находить творческие и оптимальные решения, адаптироваться к любым изменениям. Эффективное применение руководителем новых методов управления позволяет ему:

·         понимать новые качества управления образованием как согласованность, целеустремленность, демократичность (ответственность за согласованный результат при свободе выбора индивидуальных способов его достижения каждым субъектом) управления, а также его общественный характер; именно стратегический подход руководителя может помочь школе гибко и максимально безболезненно реагировать на изменения внешней среды и условий функционирования;

·         обладать соответствующими знаниями и способностями в области экономики образования, расширить поле экономической деятельности руководителя школы;

·         уметь ориентироваться в законодательных актах, в юридических особенностях статуса учреждения и, соответственно учредительных документов, нормативной базы, с правовой точки зрения грамотно проводить возможные кардинальные кадровые решения и по необходимости выстраивания договорных отношений с различными партнерами;

·         знать основы управления инновациями, мотивирования деятельности, управления человеческими ресурсами, психологии принятия управленческих решений, обладать сформированной коммуникативной культурой – все это связано с инновационным характером модернизации как таковой;

·         хорошо ориентироваться в изменениях содержания образования, современных методических подходах и образовательных технологиях, уметь критически отбирать и адаптировать их к условиям своей школы.

       Задача внедрения инновационных продуктивных технологий  в управленческую практику руководителя  образовательного учреждения в  условиях внедрения обновленных государственных стандартов требует анализа эффективности предыдущей педагогической деятельности. Наиболее значимые педагогические эффекты, достигнутые в результате реализации предыдущих государственных образовательных стандартов  в МОУ «ОШ №77» рассмотрены на августовском педагогическом совете 2020 года:

·       достаточный уровень сформированности ключевых компетенций учащихся;

·       достаточный уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов

·        качество знаний – 63% ;

·        100% выпускников школы успешно продолжают обучение в средних общеобразовательных школах и средних профессиональных учреждения ;

·       показатели уровня воспитанности учащихся повысились по балловой оценке с 2,5 до 2,63;

·       увеличилось количество обучающихся (8 -9 классов), включенных в систему самоуправления;

·         возросло количество учащихся, вовлечённых в проектно-исследовательскую деятельность;

·       обновлена нормативно-правовая база;

·       разработана система мотивации педагогов и учащихся школы.

       Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности дала определенные результаты. В школе создан коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Управление осуществляется на основе сотрудничества, самоуправления с опорой на инициативу и творчество.

       Высшим органом  самоуправления является конференция,  где принимаются важнейшие решения, определяется стратегия развития школы, определяются на основе анализа работы цели и задачи на следующий учебный год. В работе конференции принимают участие представители всего педагогического коллектива, родителей, учащихся, общественности. На конференции проводится педагогическая методическая ярмарка, подводятся итоги конкурса проектов (ученических, учительских и родительских).

       Регулярно работающим коллегиальным органом школьного управления является педагогический совет. Тематические педагогические советы собираются обязательно четыре раза в год и работают с учетом проблем, определенных в конце учебного года. Создаются мобильные творческие группы из учителей и учащихся для решения актуальных проблем. Практика работы в творческих группах по подготовке и проведению педагогических советов наиболее эффективна для развития профессиональной компетентности учителя. Каждый имеет возможность высказать свое видение обсуждаемой проблемы с опорой на собственный опыт, вынужден находиться в постоянной рефлексивной позиции, имеет возможность отследить собственное продвижение и наметить пути решения возникающих в ходе работы вопросов. Отрытый диалог строится на научных знаниях и рассматривается как школа повышения своего методического мастерства. В процессе работы осуществляются мониторинговые действия.

        Важную роль играет  методический совет школы. В его состав входят представители администрации, руководители методических объединений, учителя- новаторы. Методический совет определяет тактические и стратегические задачи, руководит методической работой школы. Методическая работа является необходимой организационной работой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды. Методическая работа может в значительной мере удовлетворять запросы учителей по совершенствованию научно – методической подготовки при условии соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена, прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма учителей. Таким образом, мы вышли на путь продуктивного  образования: от продуктивного учителя к продуктивному ученику через естественное взаимодействие - сотрудничество детей и взрослых.

     Необходимо сделать акцент на повышение педагогического интеллекта  и личностно-профессиональное развитие педагогов.  Какие приемы будут использоваться для организационного стимулирования познавательной и исследовательской деятельности учителей?  На методическом совете предложены такие формы работы:

• делегирование  части организаторских функции временным творческим группам;

• организация  инертных в отношении инновационной  деятельности учителей через объединение  их в составе творческих групп  с учителями, реализующими авторскую, исследовательскую позицию; включение каждого учителя в состав нескольких творческих групп, занимающихся совершенствованием разных сторон образовательной деятельности школы с целью обмена опытом, актуализации соревновательного момента, расширения сферы профессионального самоутверждения, поиска новых, нестандартных вариантов решения педагогических задач;

• целеполагание  при согласовании образовательных  проектов, разрабатываемых группами учителей,

• осуществление  взаимоанализа и экспертизы образовательных проектов компетентными группами учителей;

• привлечение  научных руководителей, внешних  экспертов к работе творческих групп учителей.

      Эти условия  позволяют  создавать  для  учителей  развивающую продуктивную среду, которая является важнейшим фактором развития педагогических компетентностей - так мы обозначили третье условие.

      Особо выделена поддержка молодых специалистов и учителей с небольшим стажем работы. Это дополнительно:

• организация  обучающих семинаров, инструктивно-методических совещаний и консультаций по выявленным проблемам;

• проведение молодыми специалистами собственных открытых уроков с последующим подробным самоанализом;

• участие в  конкурсе молодых специалистов «Педагогические надежды».

       Для более опытных  учителей предусматривается:

• участие в  коллективных дискуссионных обсуждениях, работа в творческих и проблемных группах;

• привлечение  к проведению локальных исследований, к руководству исследовательской  и творческой работой школьников;

• посещение  серии уроков с последующим коллективным обсуждением и самоанализом с целью изучения педагогического опыта;

• творческий отчет  о работе над методической темой;

• участие в  конкурсах педагогического мастерства;

• участие в  семинарах  городского уровня ;

• руководство различными структурными подразделениями школы.

       С учителями-мастерами  педагогического труда работа строится в следующих направлениях;

·                   распространение  их опыта на уровне школы, города;

·                   предложения  участия  в различных конкурсах города, республики;

·                   рекомендации в качестве участников городских творческих и                   проблемных групп учителей;

·                   привлечение к проведению мастер - классов и педагогических мастерских на различных уровнях;

·                   оказание помощи в размещении наработанных материалов на образовательных сайтах или в издании собственных учебных пособий.

       И еще одно очень важное направление в управленческой практике руководителя общеобразовательного учреждения, которое имеет высокую продуктивность, способствует совершенствованию профессиональной и методической культуры учителей. Это - дистанционное обучение. Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования.

      Дистанционный метод обучения весьма привлекателен для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. И очень  актуален в связи с текущей эпидемиологической ситуацией.    Дистанционная форма обучения предполагает проведение занятий с учениками, как в режиме реального времени, так и с отложенным сроком выполнения. Для работы в дистанционном режиме преподавателям необходимо поддерживать высокий педагогический уровень и повышать свои ИКТ - компетенции.

       Дистанционная форма обучения - это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Обучение учащихся школа выстраивает через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, видео, текст, рисунки, самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно и после прохождения урока выполняет домашнее задание. Для вопросов учеников создан  чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

      В дистанционном обучении используются следующие формы работы:

·     электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ;

·     видеоконференции – позволяют организовывать настоящие дискуссии между учениками, если того требует тема;

·     видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала по Скайпу или просмотр в записи;

·     использование техники скрайбинг в качестве объяснения материала по изучаемой теме (созданный материал может быть представлен на странице сообщества класса, школы или группы школьников).

        Также возможна организация переписки с учениками и родителями посредством социальной сети Вконтакте, которая очень популярна среди школьников. Все  ребята старшей школы нашего учебного заведения подписаны в этой сети.

         Современный руководитель школы обязан провести анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения и внести в управленческую практику директора необходимые  направления работы.

Преимущества дистанционного образования детей

1.     Родители и дети среднего и старшего школьного возраста сами устанавливают режим дня своего ребенка. Дети занимаются в комфортном для себя режиме и столько, сколько необходимо для усвоения материала.

2.     Появляется возможность организовать щадящий режим обучения, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

3.      Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

4.     Дистанционное обучение решает психологические проблемы учащегося, имеющего индивидуальные черты и неординарные особенности;

5.      Расширяется коммуникативная сфера учеников и педагогов.

     Недостатки дистанционного образования детей

1.     Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Зачастую у родителя из-за графика работы нет возможности контролировать обучение и помогать ребенку, в этом случае приходится прибегать к более тесному общению с этой категорией детей. В том случае если ребенок не может четко сформулировать сложности в работе, то решаем этот вопрос с помощью мобильной связи или прошу учеников фотографировать задания и присылать мне на почту.

2.      Отсутствует авторитет учителя. Заменить процесс человеческого общения, наставничества просто невозможно, дети во взрослой жизни именно душевность общения с педагогом, его яркие живые примеры в обучении зачастую помнят всю жизнь.

3.     Материальный аспект. Доступ к интернету есть не у всех, а вместо компьютера имеется только смартфон или планшет без установленных на них необходимых программ.

4.      К недостаткам можно отнести еще и время, которое ребенок проводит за компьютером. Поэтому очень важно соблюдать комплекс мер по безопасной работе за компьютером.

       Исходя из того, что существуют недостатки в дистанционном обучении, необходимо выработать условия для успешной реализации дистанционного образования. Оно будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями:

·              Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;

·               Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;

·              Учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального  времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время);

·              Педагогический коллектив должен постоянно повышать свою квалификацию по использованию технологий дистанционного обучения.

        Итак, анализ теории и практики управления школой, выявленные особенности управленческой деятельности директора школы позволили обозначить современные требования, предъявляемые к его управленческой компетентности:

·         постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организация разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учетом конкретных условий работы школы с одновременной концентрацией внимания и усилий на конкретных делах, конструктивной работе по методологическому, педагогическому, нравственному, организационному обеспечению образовательного процесса;

·         нацеленность на формирование нового педагогического мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие интереса к исследовательской деятельности, теоретическому осмыслению накопленного опыта;

·         потребность к востребованию передовых управленческих и педагогических идей и находок;

·         принятие управленческих решений с учетом мнений членов школьного коллектива (педагоги, учащиеся, родители, общественность), специфики складывающейся ситуации в условиях предоставления школе большей самостоятельности и прав;

·         умелое использование мотивации членов школьного коллектива к качественной работе в условиях введения обновленных государственных стандартов;

·         широкое использование интеллектуального, нравственного, организационного потенциала общественных институтов в едином совместном воспитательном процессе;

·       гибкость мышления, выражающаяся в умении видеть альтернативные    пути решения сложных и противоречивых проблем и в стремлении преодолевать сложившиеся стереотипы; критичность мышления, рефлексивное осмысление жизненного и профессионального опыта.


        Подводя итоги вышесказанному необходимо помнить, что руководитель школы – это не только должность, но и образ мышления, деятельности, жизни. Руководитель – творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его деятельности, а создает эти условия сам. И тогда опыт совершенствования профессиональной и методической культуры даст свои результаты.

 



 

 

  Занятия гимнастического кружка

 

Связь поколений (9 и 1 классы)

Урок мира

Учимся публично выступать

 

День памяти погибших детей Донбасса

                          

Урок памяти «Блокада Ленинграда. Или 900 дней мужества»

 

Связь поколений (9 и 1 классы)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

  «Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры» .  ...