четверг, 4 февраля 2021 г.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ УЧЕБНИКА Н.И.Хачковская, учитель истории МОУ «ОШ №77»

 

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ УЧЕБНИКА

       

             Н.И.Хачковская, учитель истории МОУ «ОШ №77»

 

                                              

                                                 

     Наглядным называется такое обучение, при котором                 представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

     Принцип  наглядности  сформулировал  и   обосновал Я.А. Коменский: «Наглядность – это всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»

       Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие исторических событий через «живое созерцание». Наглядное обучение затрагивает не только сферу чувств при восприятии прошлого, но и сферу мышления и выполняет ряд функций:

·         с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого;

·               наглядные средства обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают модернизацию прошлого в представлениях учащихся;

·         наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися;

·         наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся;

·         наглядное обучение формирует и эстетические взгляды школьников, учит их «видеть» в произведениях искусства нравственное содержание, художественные достоинства, мастерство их создателей, развивает потребность в постоянном приобщении к прекрасному;

·         наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.

       Самой распространенной формой наглядности  в преподавании истории являются иллюстрации. Они – важный компонент учебника, на который опирается учитель при разработке методики изучения темы урока. Непреложно положение, согласно которому  «все без исключения» иллюстрации, помещённые в учебнике, должны быть привлечены и использованы либо на уроке, либо в домашнем задании.         

       Однако, подобно различным элементам текста, иллюстрации неравнозначны.  В связи с этим при разработке урока возникает вопрос о распределении иллюстраций по степени значимости. От этого зависит место, которое им будет отведено в изучении темы.

       Представленные рекомендации обосновывают необходимость исходить из соотнесения иллюстраций с целевыми установками урока.

       Так как ведущее место в разработке целевой установки урока принадлежит основному тексту учебника, то определить степень значимости иллюстраций и методику их использования можно лишь при её соотнесении с содержанием текста. Распределение иллюстраций по степени значимости   предопределяет и разработку методики их  использования. В частности  выявляется то звено изучаемого материала, в котором они будут применены. Иллюстрации первоочередной значимости являются одним из важнейших элементов объяснения учителя. И при этом приходится предусмотреть возможные варианты работы с ними с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант. 

        Например, сравнительный анализ десяти иллюстраций в 7кл. «Средневековая деревня и её обитатели» показывает, что необходимо самостоятельная работа с двумя средневековыми миниатюрами «Сеньор наблюдает за работой крестьян», «Крестьянский двор». Эта работа способствует формированию понятий: «феодал», «сословие» и определяет характерные особенности структуры средневекового общества. Что касается иллюстраций «Пастух». Миниатюра 1480г., «Изготовление вина». Миниатюра 1480, они помогают понять смысл натурального хозяйства, Кроме этого, иллюстрации этого параграфа в какой-то мере создают представление о бытовой стороне жизни средневековых европейцев, что служит предпосылкой для раскрытия тех изменений, которые происходили в быту в XII – XV веках.

       При изучении темы «Природно-географические условия Египта. Хозяйственная и повседневная жизнь» (6 кл.) в качестве центральной можно избрать иллюстрацию «Берег Нила». Это определяется тем, что Нил играл большую роль в жизни Египта, и при характеристике различных отраслей хозяйства обращение к этой иллюстрации даёт достаточные сведения о природных условиях и о влиянии их на развитие хозяйства. Последующая группа иллюстраций параграфа может быть использована для конкретизации соответствующего материала текста. Что касается иллюстраций, посвящённых характеристике египетского ремесла, то они могут быть использованы для самостоятельной домашней работы учащихся. Эта работа может быть подчинена заданию: определить, какие ремесла получили развитие в Египте, что можно сказать о труде ремесленников.

       Возможные варианты работы с иллюстрациями предполагают выбор наиболее результативной формы работы. При использовании иллюстрации «Берег Нила» возможны два варианта. Первый – при изложении материала учитель обращается к иллюстрации как наглядному подтверждению сказанного. Второй – иллюстрация используется в качестве исходного материала, на основе ее ведётся беседа и делаются выводы. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства, но в менее подготовленном классе оправдает себя первый вариант.

       Таким образом, если иллюстрация будет выступать в качестве наглядного образа к учительскому рассказу, то будет применяться один комплекс методических приёмов; если она будет использована в качестве средства дополнения и конкретизации сказанного, то будет применяться другой комплекс приёмов; а если она выступит в качестве отправного пункта объяснения соответствующего материала – третий.

       Вопрос о работе с иллюстрациями учебника является составной частью хорошо разработанной в методике обучения истории проблемы наглядности в обучении. Поэтому коснёмся лишь одного вопроса, который в настоящее время недостаточно разработан. Имеется в виду вопрос выбора варианта работы с иллюстрацией, который во многом определяется степенью трудности темы урока для класса.

       Тема: «Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур.» относится к числу труднейших. Работа с иллюстрацией на этом уроке должна быть связана с уже освоенными учениками приёмами деятельности. В слабо подготовленном классе иллюстрации «Прибытие в Нюрнберг кораблей с грузом пряностей», «Нюрнбергские весы», «Брюгге, площадь Биржи» будут выступать лишь в качестве наглядного изображения того, о чём учитель рассказывает, т.е. иллюстрации будут сопровождать объяснения.

       В хорошо подготовленном классе, где усвоение материала темы требует значительно меньших усилий и частично – поисковая деятельность у учеников  не вызывает особых затруднений, иллюстрация выступает как источник новых знаний. Эти знания извлекаются путём анализа иллюстрации путём коллективного разбора иллюстрации по вопросам:

1.     Докажите, что мануфактура значительно крупнее, чем ремесленная мастерская?

2.     Докажите, что труд на мануфактуре организован иначе, чем в мастерской ремесленника.

3.     Где выше производительность труда – на мануфактуре или ремесленной мастерской?

4.     Докажите, что различие между владельцем мануфактур и рабочими больше, чем между мастером и подмастерьями.

       Как видим, иллюстрация в данном случае предваряет все последующее объяснение, выступает как его отправной пункт.

       Большую помощь в разработке методики применения иллюстраций учебника оказывают сопровождающие их подписи, в которых раскрывается содержание иллюстраций. Многие из них содержат и логические задания для учащихся. Однако и здесь при разработке методики урока иметь в виду ограниченные возможности учебника. В отдельную подпись обычно включено одно – два задания. Содержание же иллюстраций позволяет довольно часто поставить целый ряд логических заданий, что особенно важно тогда, когда предполагается неоднократное использование одной и той же иллюстрации или требуется подход к организации работы с этой иллюстрацией.

      При разработке логических заданий к иллюстрациям учебника может помочь выявление тех типов заданий  к ним, которые встречаются в подписях. В работе с иллюстрациями учебника практикуются логические задания, требующие большого разнообразия в соотнесении иллюстрации с содержанием изучаемого явления. Укажем на наиболее распространённые типы заданий:

1.     Выявить, какую информацию об изученном явлении можно получить по данной иллюстрации. Вопрос типа «Что можно сказать (узнать) о …?» (называется явление или один из его признаков)

2.     Определить характер общественного явления или изменений в той или иной сфере общественной жизни, нашедших отражение в иллюстрации. Вопросы типа «О каком общественном явлении свидетельствует … данная иллюстрация?» ( иногда указываются и отдельные её элемент), «О чём свидетельствует …? (называется выделенный элемент иллюстрации).

3.     Выявить те элементы иллюстрации, в которых нашло отражении то или иное явление или отдельные его признаки. Вопросы типа «Что в иллюстрации свидетельствует о …? (называется явление или его признак), «Какой вывод относительно (называется явление) можно сделать по данной иллюстрации? (или тех или иных деталей иллюстрации).

4.     Определить назначение тех или иных элементов иллюстрации. Вопросы типа «Зачем здесь …?» (называется элемент иллюстрации, который служит характеристике изученного явления).

5.     Сравнить однозначные явления разных эпох ( сравнение по вертикали) и выявить в них общее и различное с целью определить характер происшедших изменений.

6.     Сравнить одновременно существующие однородные явления (сравнение по горизонтали) и выявить в них общее и различное с целью объяснения результатов их взаимодействия (например, причин удач или неудач сражающихся сторон) или выявления общего, закономерного и особенного в историческом процессе.

7.     Объяснить причины, обусловившие появление изображенного на иллюстрации объекта, или условия, при которых появление этого объекта стало возможно. Вопросы типа «Чем можно объяснить …?» (указывается характер или признак явления, причины появления которого требуется выяснить), «Что нужно было (или что требовалось), чтобы возникли (появились) …?» (указывается изображённый объект), «Мог ли возникнуть (указывается изображённый объект) при …?»( указывается время, период или условие, при котором этот объект появиться не мог бы).

8.     Высказать на основе изученного материала предположение, связанное с конкретизацией или детализацией изображённых объектов. Вопросы типа «Как могла оказаться здесь …?» (указываются интересующие нас объекты).

9.     Определить отношение автора иллюстрации (например, картины, портрета) к изображенному им объекту, явлению.

10. Определить личное отношение к изображенному на иллюстрации объекту. Вопросы  типа  «Какое впечатление производит …?»  и  «Как вы          относитесь к…?» (называется объект).

      В современной науке разработана целая система работы с иллюстрациями. Учащиеся должны быть ознакомлены с памяткой работы с художественно – историческими репродукциями, которых большое количество в учебниках истории.  Она включает в себя следующие этапы работы:

1.     Ознакомиться с иллюстрацией: определить автора, время и место создания (исторический период, век).

2.     Анализ содержания:

·         Сюжет произведения, кто и что в нём изображено, передний план, задний, интерьер помещения, пейзаж;

·         Основная идея произведения;

·         Степень достоверности изображенного (если есть в этом необходимость);

·         Характеристика средств выражения (объемность, пропорциональность, перспектива изображения, колорит);

·         Определение его соответствия специфике искусства данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю в искусстве этого периода (готика, классика, реализм);

·         Указать цель создания произведения автором, какие чувства и идеи вложил художник в своё творение;

·         Историческая ценность  изображенного на иллюстрации;

     Это уже пример аналитического описания иллюстрации, которое отличается от картинного тем, что воссоздаёт не только целостные образы, но и их существенные детали, показывает взаимодействие их важнейших составляющих частей.

     Таким образом, работа с иллюстративным материалом позволяет не только решить проблему образовательных задач на уроке. Данная методика даёт возможность использовать новые формы умственных действий на уроке, обогатить школьников опытом эстетического восприятия мира. Чтобы помочь детям правильно зрительно воспринимать прошлое, учитель применяет свои знания, опыт, опирается на весь арсенал учебного оборудования, среди которого большое место принадлежит иллюстрациям учебника, ибо только словом, как бы ни было оно художественно, эмоционально, у учащихся нельзя сформировать чёткого представления о минувшем.

Литература

1.     Вагин А.А. Методика преподования истории –М.: Просвещение, 1969.

2.     Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. –М.: Просвещение, 1987.

3.     Краевский В.В. Определение функций учебника как методическая проблема. –М. : Просвещение,1976 .

4.     Лернер И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике. –М.: Просвещение,1978.

5.     Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.-М.:Просвещение,1988.

6.     Попова А.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории.-М.:АРКТИ,2003.

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

  «Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры» .  ...