четверг, 4 февраля 2021 г.

Конкурентные преимущества ОУ как результат его развития Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

 

Конкурентные преимущества ОУ как результат его развития

                                           Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»


Современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывных преобразований. На сегодняшний день все возрастающие требования к качеству и результатам учебной работы, а также нарастающие изменения в самом обществе ведут к тому, что трансформация традиционной модели образовательной работы становятся неизбежной.  Школа должна измениться – стать школой сотрудничества и отвечать социальным и экономическим потребностям XXI века.

       Образование меняется на глазах: и виртуальные школы появились, и инновационные, в которые вкладываются  большие средства. Сейчас модно говорить, что это новый «драйвер роста». Однако, вдали от мегаполисов, совсем другой взгляд на школьную реальность. Как небольшим поселковым школам остаться конкурентноспособными  в современном мире передовых образовательных технологий ?

        Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа №77 г.Макеевки» основана в 1953  году. За 68 лет жизни школы в 70 классах получили образование 1736 учеников.

        Школа находится в поселке Первомайский в  северно – западной  части  Червоногвардейского  района  города  Макеевки.  До  войны  этот  посёлок  был  ничем  не  приметен.  Несколько улиц, где поселились беженцы от  раскулачивания  из  разных  областей  Украины  и  России. Их  называли  „грабарями”,  потому что  мужчины  в  этих  семьях  устраивались  в  прилегающие  колхозы,  на  своих  лошадях  и самодельных  граблях  обрабатывали  колхозные  угодья.

         После  войны  посёлок  начал  отстраиваться,  так  как  на его территории  началось  строительство  большой  Центрально – обогатительной  фабрики  «Кальмиусская», которая должна была обогащать уголь многих прилегающих  шахт. Началось  и  строительство  жилых  домов,  которые  строили  военнопленные  немцы.  Посёлок начали   называть  «Жилстройкой»,  а  со временем он  был  переименован  в  посёлок  Первомайский. Позже началось  строительство ещё одного  большого  обьекта  в  посёлке – шахты  им. Поченкова  (сейчас «Щегловка – Глубокая»)

           В посёлке были построены две горнопромышленные школы №87 и №104, которые  выпускали  первоклассных  специалистов  для  угольной  промышленности. Был  построен  клуб,  стадион,  столовая,  больница,  детский  санаторий  для лечения детей с сердечно–сосудистыми и ревматическими заболеваниями,  аптека,  почта,  детский сад, два  общежития  для  семей  сотрудников  и  одно  для  молодых  специалистов,  дома  для  инженерно – технических работников, ателье, несколько магазинов,  которые были размещены на центральной улице посёлка.

           Главной  постройкой  была  общеобразовательная  школа № 77,  которая  до  этого  была  начальной  школой  и располагалась    в  здании горнопромышленной школы  № 104.  А в 1953 году было построено здание, в котором до сих пор функционирует школа. В 1967 году к основному зданию была сделана пристройка. Школа приобрела современный вид. В школе было много учеников, обучались в две смены, мечтали о том, что школа со временем станет  средней. Коллектив учителей был профессиональным, инициативным. Посёлок стал  цветущим, ухоженным.

            Но события последних лет, связанные с военными действиями, серьезно уменьшили население поселка. Конечно же, уменшилось и количество детей в школе. Невзирая на все объективные обстоятельства,  школа должна продолжать создавать  условия для получения образования,  а семья использовать эти условия.

           Какие конкурентные преимущества  школы ценят родители?

           С этой целью был проведен опрос родителей. Его участникам предлагалась серия вопросов о качестве работы школы. Оказалось, что для родителей очень важна атмосфера в школе, а показателем этого является желание ребёнка идти туда. Значит, для него в школе комфортная среда. Категории психологического комфорта и индивидуальный подход учителя для участников опроса очень важны. Разработчики  нормативно-правовых актов стремятся обеспечить соответствие учебного процесса государственному стандарту. А для родителей важно счастье ребёнка.

            Также родителей спросили об их ожиданиях, пожеланиях к школе. Их немало. Родители хотят, чтобы учителя применяли новые методики преподавания, выдерживали баланс между работой с учебником и практическими заданиями, предъявляли одинаковые требования ко всем ученикам. Важными для родителей являются физическая активность детей в школе, открытое и информативное оценивание, а также гибкое расписание, которое можно адаптировать к потребностям учеников. А самыми важными пожеланиями родителей к качеству образования являются уважение к индивидуальности ребёнка.

                           

 

                      Рейтинг конкурентных преимуществ  школы

                            (по оценкам родителей обучающихся)

1. Профессиональный педагогический коллектив.

2. Выгодное территориальное положение.

3. Наличие положительных отзывов.

4. Активное участие школы в проектах  и конкурсах различного уровня.

5. Информационная открытость школы для родителей и общественности.

6.Следование принципам государственно-общественного управления   школой.

7. Комфортное школьное здание.

8. Уровень оснащенности.

9. Безопасность обучающихся и их защита от негативного воздействия              внешней  среды

10. Наличие  системы многоплановой  воспитательной работы.

11. Система поддержки учащихся, имеющих учебные затруднения.

12. Подготовка креативных детей с системным мышлением и                                                                                                                                                                                                               адаптивностью к быстрым изменениям в мире.

       По итогам опроса установлено, что набор конкурентных преимуществ школы широк и разнообразен. По оценкам родителей, на первое место поставлено такое качество, как профессионализм педагогического коллектива. Педагогический коллектив - это союз единомышленников, позволяющий воспитывать подрастающее поколение. Для определения эффективности профессиональной деятельности школьных учителей необходимы следующие качества: высокая профессиональная культура; осознание ответственности; доброжелательные межличностные отношения; сотрудничество; организованность. Именно педагоги дают своим воспитанникам начальное представление о системе взаимоотношений, особенностях совместной деятельности. Именно поэтому важно, чтобы формирование педагогического коллектива протекало в тесной связи с коллективом школьников. Коллектив школы, состоящий из профессионалов разного уровня, директор умело использует по разному:

-       ресурсы каждой конкретной личности;

-        ресурсы малых групп;

-       ресурсы коллектива в целом.

       В МОУ «ОШ № 77» работает 15 педагогов. Их средний возраст - 40лет. Четверо учителей – высшей категории (27%), двое из них – учителя – методисты. Пятеро педагогов  имеют первую категорию (33 %).  Трое  педагогов  получают высшее образование, являются студентами Донецкого национального университета. Коллектив работоспособный, целеустремленный.

       Именно компетентностный подход педагогов к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

       Цели школы определены  следующим образом:

• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

• Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

      Подводя итоги выбору целей школы, необходимо акцентировать - научить учиться — и есть главная цель школы.

       Образовательные результаты, достигнутые обучающимися школы, достаточны для продолжения образования. Успеваемость характеризуется стабильными показателями. За последние 5 лет качество знаний -59 – 63% . Выпускники получали высокие баллы на государственной итоговой аттестации. Диагностировалась положительная динамика результатов ГИА. Они  являлись объектом внутришкольного  управленческого анализа, представлялись на заседаниях педагогического совета, являлись основой для выработки рекомендаций по улучшению образовательной практики.

      В школе действует программа «Профориентир». Ее реализация позволила подготовить выпускников к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. В течение десяти лет 74% девятиклассников поступают в средние профессиональные учреждения  - Донецкий техникум промышленной автоматики, Донецкий политехнический колледж,  педагогический и медицинский колледжи. Как показало отслеживание дальнейшей судьбы выпускников, большинство из них ( 82%) получают  высшее образование.

       Школа принимала участие в проектах различного уровня, направленных на повышение качества образования, активно представляла опыт своей работы по актуальным вопросам образования в  журналах и сборниках республиканского и городского уровней.

        В настоящее время школа предлагает потребителю следующий набор образовательных услуг:

-       организация целевых занятий с одаренными детьми;

-       образовательные услуги для подготовки к поступлению в первый класс (“Школа будущего первоклассника”);

-        факультативные занятия по выбору;

-        индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

-        организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

-       система дополнительного образования декоративно- прикладного, спортивно-оздоровительного, эстетического и художественного направлений;

-        внеурочная деятельность обучающихся;

-       комплексная помощь семье и ребёнку в реализации прав в области образования.

В школе созданы   условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культуры безопасного и здорового образа жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убеждённость в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. Комплекс здоровьесберегающих программ позволил повысить охват обучающихся спортивно-массовыми мероприятиями, снизить количество пропусков учебных занятий по болезни. По результатам мониторинга физического развития в школе была выявлена тенденция увеличения доли детей с высоким уровнем физического развития и уменьшения доли лиц с низким и средним уровнем.

       Совершенствуется социально-правовое, психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении, на основе современных подходов и технологий по профилактике правонарушений и безнадзорности детей и подростков.

        Работа по борьбе с правонарушениями  позволила добиться того, что в школе в течение 10 лет нет обучающихся, состоящих на профилактических учетах. В основу системного подхода к осуществлению воспитательного процесса в школе положен дифференцированный подход, учёт возрастных особенностей детей. В младших классах – проведение ранней диагностики и педагогической коррекции откланений в поведении, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей. В старших классах работа направлена на познавательно-интеллектуальную деятельность учащихся. Вся эта работа способствует расширению правовых знаний учащихся, формирует умение соотносить в жизни нормы морали и права, применять правовые знания в повседневной жизни.

         Модифицированная система ученического самоуправления  в ''Радужной республике'' способствует формированию лидерских качеств активистов и развитию социальных компетентностей обучающихся. В воспитательный процесс внедрены современные технологии, способствующие развитию навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Отмечается положительная динамика уровня воспитанности обучающихся, хороший уровень удовлетворенности родительской общественности образовательным процессом в школе.

         Одним из конкурентных преимуществ  школы, по мнению родителей, является ее информационная открытость для родителей и общественности.

          Школа сформировала открытый и общедоступный информационный ресурс, содержащий информацию о своей деятельности, и обеспечила доступ посредством размещения ее в информационной сети. В школе достаточно активно проводится работа в данном направлении. Развивается практика подготовки публичных докладов, наполняется страничка образовательного учреждения. На страницах группы  VK всестороннее освещается образовательная, научно- практическая, общественная деятельность школы, обмен знаниями, творческими идеями, достижениями, формами внеклассной работы, предоставление для всеобщего сведения важной для общественности информации об образовательной организации, создание дополнительных условий для использования возможностей современных компьютерных технологий, разработка эффективного, действенного, опосредствованного инструмента обратной связи, приводящий в конечном итоге к повышению качества образовательного процесса, отражение деятельности обучающихся и педагогов для внешних посетителей сети Internet, информационной поддержки обучающихся и педагогов.

          И еще одно очень важное направление в управленческой практике руководителя общеобразовательного учреждения, которое имеет высокую продуктивность, способствует совершенствованию профессиональной и методической культуры учителей, формированию конкурентных преимуществ   школы. Это - дистанционное обучение. Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования.

         Дистанционный метод обучения весьма привлекателен для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. И очень  актуален в связи с текущей эпидемиологической ситуацией.    Дистанционная форма обучения предполагает проведение занятий с учениками, как в режиме реального времени, так и с отложенным сроком выполнения. Для работы в дистанционном режиме преподавателям   было необходимо поддерживать высокий педагогический уровень и повышать свои ИКТ - компетенции.

          Дистанционная форма обучения - это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Обучение учащихся школа выстроила через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, видео, текст, рисунки, самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно и после прохождения урока выполняет домашнее задание. Для вопросов учеников создан  чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

       В дистанционном обучении в школе используются следующие формы работы:

-       ·электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ;

-       видеоконференции – позволяют организовывать настоящие дискуссии между учениками, если того требует тема;

-       видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала по Скайпу или просмотр в записи;

-       использование техники скрайбинг в качестве объяснения материала по изучаемой теме (созданный материал может быть представлен на странице сообщества класса, школы или группы школьников).

      Приоритетным направлением работы школы является партнёрство и сотрудничество с родительской общественностью. Родители – координаторы разнообразных событий в школе, помогают по ремонту и усовершенствованию  школьного пространства, помощники в науке и искусстве, смотрители игровых площадок. Совместные усилия педагогического коллектива и родительской общественности способствуют созданию  комфортных условий в школе.  Решением Червоногвардейской территориальной профсоюзной организацией коллективу школы объявлена благодарность за высокий уровень подготовки школы к 2020 – 2021 учебному году. Наша школа  -  наш большой дом.  И все  – родители, воспитатели, учителя –  создают такой дом, где под его огромной крышей дружно живут семья и школа.

       Обратной стороной открытости школы для родителей и общественности явилась помощь школы в организации  поселкового самоуправления. Это:

-         использование помещения школы  для собраний поселковой общественности;

-         родители, имеющие образование и желание, работают по организации внеурочной деятельности учащихся;

-         школа проводит совместные праздники с поселковой общественностью;

-         регулярно осуществляются совместные акции по решению вопросов благоустройства посёлка;

-         волонтёрство  родителей.

 

 

 

       Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что в современном мире проблема конкурентоспособности встает перед каждым из нас, и особенно остро и значимо перед школой. Быть конкурентоспособным —  это, несомненно, актуально и важно. Каждая школа уникальна, имеет свои особенности, свой вектор развития. Наши родители и наши дети ценят те преимущества, которые имеет поселковая школа. Именно она позволяет каждому ребенку найти свой путь через творческое саморазвитие и  самореализацию, способствует становлению человека как конкурентной личности.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

  «Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры» .  ...