воскресенье, 23 августа 2020 г.

Дистанционные образовательные технологии в начальной школе (доработанный материал)

 

Дистанционные образовательные технологии в начальной школе

    Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка, он начинает обучение в образовательном учреждении, расширяется его сфера взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении.

    Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.

    В наше время жизнь становится все разнообразней и сложнее. Она требует от человека не привычных действий, а подвижности и быстрой ориентации, способности творчески мыслить. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс пришёл и в образование.

    В настоящее время в современном  мире повысилось значение дистанционного обучения, которое используется во всех сферах человеческой деятельности.

   Новые современные технологии позволяют находить новые формы и нормы обучения в начальной школе. Еще несколько лет назад никто не мог предположить, что дистанционное обучение возможно. Многие даже не знали такого термина. Дистанционное обучение  занимает  всё большую роль в модернизации образования. В последнее время всё чаще можно услышать о частичном переходе на дистанционное обручение в высшей школе. Но если говорить он начальной школе, некоторые могут возразить и аргументировать, что дистанционное обучение невозможно в начальном звене в силу возраста детей. Но, взглянув на этот вопрос с другой стороны, можно доказать и показать, что такой инновационный подход к обучению разнообразит образовательный процесс и даёт дополнительные навыки учащимся.

  Система дистанционного обучения не подменяет, а дополняет традиционную урочную систему образования. Дистанционное обучение дисциплинирует, т.к. присутствует обязательность (выполнение всех заданий в оговоренные сроки), тщательность и добросовестность.

  Дистанционное обучение, действительно, намного проще организовать со старшеклассниками, которые могут проявить большую независимость и самостоятельность в обучении.

  Но это не означает, что дистанционное обучение невозможно для учащихся начальных классов. Оно, на мой взгляд, должно быть построено по-другому. И должно начинаться с предпосылки, что родители являются нашими партнёрами в процессе удалённого обучения, когда сработало пандемическое отключение всех других форм развития детей.

   Прежде всего, учитель начальных классов должен отказаться от менторского отношения в отношении родителей и добиться понимания ими своих задач:

·     Учесть условия каждой семьи, их возможности, особенно там, где на один компьютер 2-3 и более детей.

·     Объяснить, что необходимо для создания комфортных условий дистанционного обучения.

·     Убедить: не подменять детей в решении учебных задач, поставленных учителем.

Ни в коем случае нельзя перегружать родителей поставленными задачами. Главное, чтобы всё, что скажет или напишет учитель, было им максимально прозрачно и прописано по шагам.

   Организация любого проекта начинается с четкого понимания цели разработки и определения задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Так и в нашем случае — попробуем сформулировать цели внедрения дистанционных составляющих в образовательный процесс.

1. Индивидуализация обучения.  Иногда говорят об адаптивном обучении. В конечном счете эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество обучения за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к среднестатистическим. В качестве инструмента индивидуализации выступают компоненты дистанционных технологий.

К особенностям обучаемых относят: уровень начальной подготовки, скорость восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, объем и глубину материала, мотивацию к обучению, склонность к групповой работе и ряд других.

2. Персонализация учебного процесса. Наиболее часто встречаемая на практике цель. Суть — обучение не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или иначе синхронизирован между учащимися (все работают по единому графику), а обучение учеников по индивидуальному графику.

   Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника

   Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, ведь всегда хочется дополнить урок интересными фактами, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом,  младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок.

       Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании ДОТ, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения (болезни ребенка, удаленности от учреждений образования), желании ученика повторно разобрать пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме.

    Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Детей важно учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень-очень многому. В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны….

  Также стоит отметить, что применение форм дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ.

 Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. Я впервые столкнулась на практике с дистанционным образованием. Поначалу были сложности в организации - не у всех детей есть доступ к интернету, многие ученики в начальной школе не умеют им пользоваться..

Но очень быстро дети приспособились к новому виду обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

·         обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

·         технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

·         творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;

 

          К минусам я бы отнесла следующие пункты:

-      дети находятся у монитора больше положенного времени;

-      отсутствует общение с ровесниками.

 

  Один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определенную степень ответственности и само мотивации.  Данная проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством жесткого контроля со стороны родителей.

Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан.

Могу сказать, что дистанционный метод обучения удобен не только ученикам, но и учителям. Мы даем возможность детям лишний раз проявить творчество в процессе обучения, способствует самостоятельному поиску информации. Для педагогов разработан комплекс рекомендаций по организации дистанционного обучения, проводятся вебинары, с помощью которых мы получаем ответы на многие вопросы.

   Если мы хотим, чтобы учащиеся начальных классов по-настоящему участвовали в дистанционном обучении, нам нужно полагаться на родителей, чтобы с их помощью обеспечить качественное обучение. В данной ситуации родители выступают помощниками учителя, но для этого им необходимо дать достаточно информации, чтобы родители могли использовать полученный детьми в школе опыт для работы дома, не подавляя и не подменяя их.

    Для работы с учениками в дистанционном режиме я пользуюсь не только электронной перепиской, но и провожу видеоуроки (в записи) - дети просматривают видео с изложенным материалом, выполняют задание и отправляют на проверку. В основном дистанционное обучение проводится, как индивидуальное, но благодаря видеоконференциям мы можем проводить урок для большего количества учеников одновременно.

В период дистанционного обучения я выделила для себя важные

Очень важно в начальной школе сочетать индивидуальную работу с детьми и групповую. Работая в группе ученики черпают опыт друг друга и делятся своим.

-Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

-Нельзя оценивать только результат - важно оценивать работу ребенка на каждом этапе урока.

 

    Подводя итог, хочу отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий,  у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыком в течение всей жизни.


Солдатченкова Е. А., учитель начальных классов)

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры». Н.И.Хачковская, директор МОУ «ОШ №77»

  «Продуктивные технологии в управленческой практике руководителя ОУ. Опыт совершенствования профессиональной и методической культуры» .  ...