Дистанционные
образовательные технологии в начальной школе
Начальная школа - самоценный, принципиально
новый этап в жизни ребёнка, он начинает обучение в образовательном учреждении,
расширяется его сфера взаимодействия с окружающим миром, увеличивается
потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои
особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов школьного
образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности,
познавательных интересов и познавательной мотивации.
В наше время жизнь становится все
разнообразней и сложнее. Она требует от человека не привычных действий, а
подвижности и быстрой ориентации, способности творчески мыслить. С развитием
новых технологий развивается мир. Прогресс пришёл и в образование.
В настоящее
время в современном мире повысилось
значение дистанционного обучения, которое используется во всех сферах
человеческой деятельности.
Новые современные технологии позволяют
находить новые формы и нормы обучения в начальной школе. Еще несколько лет
назад никто не мог предположить, что дистанционное обучение возможно. Многие даже
не знали такого термина. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. В
последнее время всё чаще можно услышать о частичном переходе на дистанционное
обручение в высшей школе. Но если говорить он начальной школе, некоторые могут
возразить и аргументировать, что дистанционное обучение невозможно в начальном
звене в силу возраста детей. Но, взглянув на этот вопрос с другой стороны,
можно доказать и показать, что такой инновационный подход к обучению
разнообразит образовательный процесс и даёт дополнительные навыки учащимся.
Система дистанционного обучения не подменяет,
а дополняет традиционную урочную систему образования. Дистанционное обучение
дисциплинирует, т.к. присутствует обязательность (выполнение всех заданий в
оговоренные сроки), тщательность и добросовестность.
Дистанционное обучение, действительно,
намного проще организовать со старшеклассниками, которые могут проявить большую
независимость и самостоятельность в обучении.
Но это не означает, что дистанционное
обучение невозможно для учащихся начальных классов. Оно, на мой взгляд, должно
быть построено по-другому. И должно начинаться с предпосылки, что родители
являются нашими партнёрами в
процессе удалённого обучения, когда сработало пандемическое отключение всех
других форм развития детей.
Прежде всего, учитель начальных классов
должен отказаться от менторского
отношения в отношении родителей и добиться понимания ими своих задач:
·
Учесть условия
каждой семьи, их возможности, особенно там, где на один компьютер 2-3 и более
детей.
· Объяснить, что необходимо для
создания комфортных условий дистанционного обучения.
·
Убедить:
не подменять детей в решении учебных задач, поставленных учителем.
Ни в
коем случае нельзя перегружать родителей поставленными задачами. Главное, чтобы
всё, что скажет или напишет учитель, было им максимально прозрачно и прописано
по шагам.
Организация любого проекта начинается с
четкого понимания цели разработки и определения задач, решение которых
обеспечивает достижение цели. Так и в нашем случае — попробуем сформулировать
цели внедрения дистанционных составляющих в образовательный процесс.
1. Индивидуализация обучения. Иногда говорят об адаптивном обучении. В
конечном счете эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество
обучения за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к
среднестатистическим. В качестве инструмента индивидуализации выступают
компоненты дистанционных технологий.
К
особенностям обучаемых относят: уровень начальной подготовки, скорость
восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, объем и
глубину материала, мотивацию к обучению, склонность к групповой работе и ряд
других.
2.
Персонализация учебного процесса. Наиболее часто встречаемая на практике
цель. Суть — обучение не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или
иначе синхронизирован между учащимися (все работают по единому графику), а
обучение учеников по индивидуальному графику.
Под дистанционными
образовательными технологиями понимаются образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных
технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном
взаимодействии обучающегося и педагогического работника
Использование сетевых дистанционных образовательных технологий
(ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения
более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить
материал по теме, ведь всегда хочется дополнить урок интересными фактами, главная
причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники
могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные
домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме
интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты,
конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда включены в
образовательный процесс, даже если пропустили урок.
Сетевая поддержка выполнения
домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов
в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым
учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании ДОТ,
позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях
недоступности или ограниченной доступности очного обучения (болезни ребенка,
удаленности от учреждений образования), желании ученика повторно разобрать
пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль
знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме.
Чему же учителя начальной школы должны
обучать своих учеников? Детей важно учить самостоятельному поиску информации, а
также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному
использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками,
учителями, родителями и ещё очень-очень многому. В связи с такими задачами
возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться
поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные
информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны….
Также стоит отметить, что применение форм
дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных
конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных,
контрольных, диагностических работ.
Дистанционное образование – форма работы очень
удобная и полезная. Я впервые столкнулась на практике с дистанционным
образованием. Поначалу были сложности в организации - не у всех детей есть
доступ к интернету, многие ученики в начальной школе не умеют им пользоваться..
Но очень быстро дети
приспособились к новому виду обучения.
К плюсам дистанционного
образования можно отнести:
· обучение в
индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в
зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
· технологичность
— использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и
телекоммуникационных технологий;
· творчество
— комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
К минусам я бы
отнесла следующие пункты:
- дети находятся у
монитора больше положенного времени;
- отсутствует общение с
ровесниками.
Один из основных недостатков
дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное
получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая
собой определенную степень ответственности и само мотивации. Данная
проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения
дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена
только посредством жесткого контроля со стороны родителей.
Недостатком дистанционного способа обучения является
и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например
компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям
граждан.
Могу сказать, что
дистанционный метод обучения удобен не только ученикам, но и учителям. Мы даем
возможность детям лишний раз проявить творчество в процессе обучения,
способствует самостоятельному поиску информации. Для педагогов разработан
комплекс рекомендаций по организации дистанционного обучения, проводятся
вебинары, с помощью которых мы получаем ответы на многие вопросы.
Если мы хотим, чтобы учащиеся начальных
классов по-настоящему участвовали в дистанционном обучении, нам нужно
полагаться на родителей, чтобы с их помощью обеспечить качественное обучение. В
данной ситуации родители выступают помощниками учителя, но для этого им необходимо
дать достаточно информации, чтобы родители могли использовать полученный детьми
в школе опыт для работы дома, не подавляя и не подменяя их.
Для работы с учениками в
дистанционном режиме я пользуюсь не только электронной перепиской, но и провожу
видеоуроки (в записи) - дети просматривают видео с изложенным материалом,
выполняют задание и отправляют на проверку. В основном дистанционное обучение
проводится, как индивидуальное, но благодаря видеоконференциям мы можем
проводить урок для большего количества учеников одновременно.
В период дистанционного обучения я выделила для себя важные
- Очень важно в начальной школе сочетать
индивидуальную работу с детьми и групповую. Работая в группе ученики черпают
опыт друг друга и делятся своим.
-Необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка.
-Нельзя оценивать
только результат - важно оценивать работу ребенка на каждом этапе урока.
Подводя
итог, хочу отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного
обучения все более перспективно. В результате включения школьников в
образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных
технологий, у них формируются навыки
работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения
развития практических навыком в течение всей жизни.
Солдатченкова Е. А., учитель начальных классов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий